otachkin

28 29 30 31

otachkin [userpic]
Северный Урал 2013-2014

Предлагаю вашему вниманию небольшой иллюстрированный рассказ о лыжном походе, в котором мне посчастливилось участвовать на этих новогодних каникулах. Была сделана попытка стилизовать рассказ под походный дневник, хотя впечатления по ходу движения не записывались, а вспоминались лишь сейчас, спустя почти неделю после возвращения, поэтому возможны различные искажения и несоответствия.

ПРОЛОГ
             Ночь с 28 на 29 декабря 2013 года. В кузове полноприводного урала 14 человек, 16 рюкзаков и 16 комплектов лыж. Ещё двое человек в кабине шофёра. На каждой кочке машина подпрыгивает и мы всё плотнее распределяемся в этом предпоходном хаосе. В кузове царит полумрак и только тусклая лампочка под потолком освещает неясные силуэты дремлющих людей. Я ещё почти ни с кем не знаком и только начинаю присматриваться к окружающим. Происходящее по какой-то неясной причине мне очень нравится - позади остались приевшиеся проблемы, а впереди лишь неизвестность, снег и горы. Скорее бы выбраться на улицу и размять затекающие ноги, зажатые среди горы рюкзаков и тел. Ехать нам в сумме 8 часов по льду замерзших рек и по извилистым уральским дорогам.

ПО СЛЕДАМ УБЕГАЮЩЕГО ГОДА
             30 декабря. Мы уже второй день в пути. Речка Ауспия, извиваясь, ведёт нас всё ближе и ближе к Уральскому хребту. Вчерашний путь был труден и непривычен - группа то и дело растягивалась, а мелкие неприятности преследовали на каждом шагу. Река обманчиво терялась среди завалов и зарослей, а лёд то и дело предательски рушился под ногами - благо, воды подо льдом совсем немного, и глубоко провалиться просто невозможно. В верхних же течениях речка становится более ровной и открытой, так что сегодня темпа у группы прибавилось, пошлось легче, да и группа уже почти познакомилась сама с собой. Команда действительно собралась интересная и разношерстная, но безконфликтная. У нас два руководителя, и оба кажутся людьми опытными и надёжными. Есть в группе и товарищи, которых приходится разгружать и всячески помогать - куда ж без этого. Группа собиралась по переписке, и никто не мог заранее предсказать, как будут соотноситься наши силы и опыт. Так или иначе, сейчас у нас всё благополучно, а горы всё ближе. Это чувствуется, хотя за кронами высоких елей их и не видать, а идём мы всё ещё по ровной поверхности, почти без набора высоты.
               31 декабря. Погода сегодня не очень. Уже не так тепло, как было в первые дни, но и не холодно. Зато как только поднялись выше границы леса, почувствовался ветер и видимость упала. Во время обеда на границе леса наконец удалось немного покататься на открытых участках склона пока группа собиралась. Сейчас мы на самых подступах к легендарному перевалу Дятлова. Ветер дует в лицо, не видно ни зги, в том числе и сам перевал остаётся где-то в облаках. Группа идёт вереницей, растянувшись так, что последние порой пропадают из виду за снежной завесой. От этого становится не по себе, но нужно двигаться дальше.
               Наконец мы собрались на седловине перевала. Она широкая - это целое поле. Примечательны несколько невысоких скал, расположившихся здесь. На одной из них - таблички в память о погибшей недалеко от перевала группе туристов. Непогода не позволяет нам долго задерживаться - несколько фотографий, кусочек шоколадки, и пора продолжать маршрут - погода не собирается улучшаться, а пройти нам предстоит ещё немало.
               Вечер 31 декабря. Насыщенный получился день - после спуска с перевала нам ещё долго предстояло идти по лесу до намеченного беспощадным прибором места стоянки чтобы не отстать от графика. Поэтому закончили движение мы уже много позже наступления темноты. Сейчас мы уже успели поставить палатки, нарубить дров и накрыть праздничный стол - ведь поход походом, а Новый Год встречать необходимо. В котлах закипает очередная порция чая, в сугробе разложены всевозможные яства - нельзя упускать шанс отъесться на неделю вперёд, потому что, очевидно, дальше у нас в раскладке опять исчезнут даже намёки на сладкое.

ОТОРТЭН
             1 января 2014 года. Как год встретишь, так его и проведёшь - приключения нас преследуют. Уже вечереет, мы поднялись на пологую седловину восточнее горы Отортэн. Эта гора - основное препятствие, которое отличает маршрут тройки от маршрута двойки. На самом деле у нас две группы и два похода. Одной группе предстоит совершить восхождение. И всё бы хорошо, если бы не несколько факторов. Во-первых, уже пятый час дня, а значит стемнеет в ближайшие часа два. Во-вторых, продолжается лёгкая непогода, выражающаяся в сильном леденящем ветре и периодическом отсутствии видимости. Но сомнений уже нет - никто и не думает отступать. Более того, на гору собирается аж десять человек, включая энтузиастов из соседней группы. Что ж, пусть нам повезёт, а оставшаяся часть группы пусть успешно доберётся до леса и поставит лагерь, чтобы мы могли напиться чаю, спустившись с горы.
               Смеркается. Видимость на несколько десятков метров. Ветер завывает а снежная пыль облепляет одежду. Фотоаппарат покрывается корочкой льда и кнопки приходится отогревать, прежде чем сделать снимок. На снимках лишь возникающие из белой мглы силуэты людей. Мы идём бодро, но всё равно растягиваемся - силы у всех разные. Но сдаваться поздно - в таких условиях группа может двигаться только как одно целое. Стоит кому-то отстать - и можно уже никогда не найти группу, уйдя по бесконечной снежной пустыне не в том направлении. Сквозь вой ветра не получится докричаться, а исчезнуть из вида можно во внезапно налетевшем тумане, находясь всего в нескольких метрах от товарищей. Склон не крутой, снег неглубокий, но окружающая обстановка непростая скорее в психологическом плане. Мне уже приходилось блуждать в тумане в горах, но ни разу в таких условиях не возникало амбиций продолжать восхождение. Даже сейчас я до сих пор не увидел гору, на которую иду. К чему мы стремимся, поднимаясь сюда, когда уже почти стемнело, а погода продолжает портиться? Наверное это очередной способ проверить, что где-то внутри под слоями тёплой одежды затаилось что-то вроде воли, или упрямства, или ещё какой-то героической черты характера. Впрочем, неважно, идём вверх.
               Вершина - очередное плато. Гора пологая, как и всё окружающее пространство. Масштабы не оценить, потому что видимость не появилась. С минуты на минуту стемнеет - в спешке делаем несколько размытых кадров с вершинными обледенелыми скалами через запотевшие стёкла объективов. Руки и ноги коченеют. Никакой радости, которая обычно сопутствует успешному восхождению, не наблюдается. В голове одна мысль - надо как можно скорее спускаться, надо двигаться, чтобы не отморозиться.
                Бесконечная снежная пустыня к северу от горы, с которой мы спустились. Сколько времени прошло? Час? Два? Я уже потерял счёт не только минутам, но и часам. Окончательно стемнело когда мы только начили спуск, а сейчас мы уже вновь под весом рюкзаков волочим свои лыжи по бескрайним просторам Уральского хребта - мы держим путь к очередному безымянному перевалу, за который ушла часть нашей группы. Следов не видно - даже если бы мы шли той же дорогой, следы давно заметены. Не будь у нас навигатора, мы бы однозначно не вышли в нужном направлении. Все устали, ноги переставляем неохотно. Смотрю перед собой на лыжи впереди идущего, прицепленные к поясу на веревку, волочащиеся прямо передо мной. Шаг за шагом движусь куда-то вперёд - уже давно не думаю, сколько пройдено и сколько осталось. Больше всего мёрзнут руки, так что приходится держать их в кулаках внутри перчаток попеременно. Периодически оглядываюсь - даже в таких условиях мы растягиваемся, так что найти направление можно только по свету фонарей впереди идущих. К счастью, погода слегка успокоилась. Если бы были силы, можно было бы даже полюбоваться звёздным небом, раскинувшимся над нами. Это кстати явный признак того, что похолодало.
                10 часов вечера. Около часа назад или меньше мы наткнулись на следы впереди идущих, после чего сил прибавилось и мы быстро спустились в лагерь. Правда здесь проблемы с дровами, костёр ещё только разводят и горячего чая, разумеется, нет. Съедаем по сухарю - к счастью этого добра у нас в избытке. Остался завершающий аккорд этого замечательного дня: поставить палатку, найти сушину, напилить и наколоть дров, поесть и поспать. В общем, к ночи можем даже управиться с большей частью этих планов, было бы желание.

ТРАВЕРС
             2 января. Сегодня выдался погожий морозный день. Термометр показал минус 26 с самого утра, и от этого все стали шевелиться медленно. Лагерь собирали долго, медленно шли. На границе леса ещё до того как мы вышли на солнечный открытый склон у меня замёрз фотоаппарат, так что красоту окружающих гор мне передать сегодня не судьба. А красота действительно впечатляющая, особенно после нескольких дней сплошной облачности и постоянных метелей. С утра мы видели часть хребта, оставшуюся позади - в том числе гору Отортэн, на которую так геройски взошли вчера. С виду это обычный куполообразный пупырь, но подъём на неё запомнится надолго. Сейчас мы стоим на открытом ветреном склоне и дожидаемся отстающих. Лучи солнца светят в лицо, и в такую морозную погоду особенно ощущается, насколько эти лучи согревают.
               3 января. Сегодня пошли чуть бодрее - видимо, привыкли. Вчера по хребту шли без лыж, поскольку на неровном фирне лыжи ведут себя непредсказуемо, но пешком пройти много не получилось. Многие уже практически не снимают лыжи даже на таких склонах - нежелание тащить лыжи на себе иногда всё же пересиливает неудобство от их ношения на ногах. Стало ещё холоднее, а солнце светит ещё ярче. Мы стоим на перевале и смотрим на север. Наши тени забором вытянулись на метры вперёд. Здесь может сформироваться устойчивое впечатление о структуре Главного Уральского хребта. Это гряда пологих пупырей, плавно перетекающих один в другой. Они совсем незначительно поднимаются над лесом, который подступает долинами рек то справа, то слева. Наш глобальный план прост - пройти по этому хребту на север. С самого начала года мы чётко следуем этому плану: каждое утро выходим из леса на открытые пространства, а вечером снова ныряем под прикрытие разлапистых елей и черноветвистых берёз. Лес - это дом, тепло и уют, это безветрие и глубокий мягкий снег. Выше леса - постоянный пронизывающий ветер, жесткий фирн, деревья в снежных панцирях, согнутые под напором стихии в причудливые скульптуры. По этой предельно простой и понятной стране контрастов мы день за днём продвигаемся всё севернее и севернее к нашей заветной цели.
               Утро 4 января подарило нам удивительный по красоте рассвет. Сегодня небо устлано полосами облаков, сквозь которые, нехотя отрываясь от холмистого горизонта, поднимается ярко оранжевое солнце, окрашивая всю окружающую действительность мягкими розоватыми красками. Мы как раз выходим из зоны высокого леса и попадаем в царство низкорослых ёлочек, чуть более чем полностью облепленных снегом. От окружающей картины, адекватно описать словами которую весьма затруднительно, захватывает дух и появляется какой-то детский восторг. Хочется поймать каждый момент и каждый оттенок, обойти каждое дерево и посмотреть на него с нового ракурса. Жалко терять такое утро, плавно переходящее в очередной день, в котором нас ожидают очередные километры тропёжки по глубокому снегу, перемежающиеся с блужданием по скользкому фирну отрытых склонов.

МАНЬПУПУНЁР
             5 января. Сегодня весь день прошёл в тропёжке. Мы уже не выходили выше зоны леса - наше движение пролегало вдоль восточного берега великой русской реки Печоры. Саму реку, однако же, мы увидели совсем недавно, когда стали собираться ставить лагерь. До этого же двигались выше по склону - здесь очень важно уметь поймать ту лесную полосу, где деревья растут достаточно редко, а также немного завалов и прочих неровностей. В последние дни я не раз опробовал на себе роль ведущего, которому нужно прокладывать правильный путь по лесу. Роль это непростая: здесь нужно и не набрать лишнюю высоту, и не сбросить лишнего, не забуриться в кусты и не лазать через снежные наддувы вокруг ёлок. Короче говоря, тропящий лыжню должен всегда быть сосредоточен на своём деле, должен просчитывать своё движение на два шага вперёд, просматривая лес заранее и выбирая наиболее открытые участки, при этом не отклоняясь от курса. Ну а сейчас мы ставим лагерь на самом берегу реки. У нас есть сухое дерево и жидкая вода, а о большем и мечтать не надо.
               6 января. Мы идём по метели, и снова низкая видимость. Вновь за спинами нет рюкзаков - это потому что у нас радиальный выход, и не куда-нибудь там на гору, а на плато Маньпупунёр - к главной изюминке нашего похода, где нас ожидают величавые каменные истуканы. Миллионы лет постоянные ветра, действие которых мы проверили на себе за последнюю неделю, сгладили эти горы почти до равнинного состояния. Но отдельным выходам особо прочных горных пород эти ветра были ни по чём - так посреди обширного плато выросли многометровые каменные исполины, и сейчас мы движемся напрямую к ним, в очередной раз преодолевая напор стихии. В снежной мгле мы, по всей видимости, слегка отклонились от курса, так что сейчас траверсируем жесткий крутой склон. Лыжи то и дело норовят соскользнуть вниз, а справа по ходу движения крутизна склона всё более возрастает, так что только где-то внизу видны силуэты крошечных деревьев: создаётся впечатление, что сорвавшись, можно улететь в обрыв. Правдивое ощущение, или лишь оптический обман - надеюсь, проверять не придётся.
              Вереница людей, закалённых за прошедшие дни, неотступно продвигается вперёд по опасному склону. Впереди среди облаков как будто прослеживаются смутные темные силуэты. Всматриваюсь вдаль, и силуэты исчезают. Начинаю думать, что мне уже начинает что-то мерещиться. Но с каждым шагом силуэты возникают всё отчётливее и отчётливее, а когда ветер сдувает облачную завесу, мы уже чётко видим - вот они, стражи Маньпупунёра: около пяти или шести высоких скалистых столбов посреди снежной пустыни. Мы почти добрались.
               Вся группа собралась за ближайшим истуканом - огромная скала укрывает нас от пронизывающего ветра. Здесь мы пообедали, сделали множество фотографий в разных ракурсах. Часть группы уже ушла ко второй группе скал. Навигатор сообщает, что до них почти километр по прямой, и энтузиазм последовать за ними у меня улетучивается. Похоже, я действительно устал и замёрз, раз желание остаться в безветрии перебороло стремление к новым ракурсам для фотографий. Впрочем, впечатлений мне хватает и с этой позиции - во всём нужно знать меру.
               8 января. Река Луцоулья. Вчера мы в бодром темпе перевалили через Уральский хребет и вновь находимся в азиатской части страны, к востоку от гор. Мы снова на равнине, и снова идём по речке, только теперь уже вниз по течению, на восток. Речка очень похожа на ту, по которой мы начинали маршрут более недели назад. Снова склонившиеся над рекой ёлки, увешанные нитями зеленоватого лишайника, снова открытые полыньи и трескающийся под лыжами лёд. Вчера мы прошли верховья реки, а сегодня встали и собрались пораньше, чтобы успеть к точке выхода из машрута до вечера, когда за нами должна приехать машина. Маршрут наш должен закончиться в местечке под названием Трёхречье, где река Луцоулья впадает в другую, более полноводную Уральскую реку. В этой точке расположена база геологов, и нам осталось всего несколько ходок до заветной цели. Съедены почти все запасы еды, истрачены почти все силы - сегодня утром перемещать ноги уже совсем не было никакого желания. Идёт одиннадцатый день похода, на протяжении которого по нам били морозы, обдували ледяные ветра и встречались прочие трудности и приключения, перечислять которые можно бы очень долго. Но всё это позади, или почти всё...

ЭПИЛОГ
             Вечер 8 января. Кто бы мог подумать, что машина за нами не приедет. Не знаю, что бы мы делали, если бы на базе геологов не оказался добрый сторож, который впустил нас погреться. Теперь мы сидим в домике, на двери которого красуется надпись "ЛАБОРАТОРИЯ, посторонним вход строго воспрещён". В домике есть газовая плита, печка, неограниченное количество казённых сухарей и спутниковый телевизор. Мы уже сготовили ужин и согрелись. Однако несмотря на все блага цивилизации, внезапно свалившиеся нам на голову, нас не покидает тревога - где машина, почему она не приехала, когда приедет и приедет ли вообще? Никакой связи с водителем нет, если он застрял по дороге, то быстро он не выберется, а значит и наша судьба на ближайшие дни неопределённая. Уже ясно, что сегодня придётся ночевать на базе.
                Утро 9 января. Я как раз вышел на улицу подышать свежим воздухом да провести фотосессию для местной тяжёлой техники типа бульдозер, красующейся посреди двора, как вдруг со стороны леса послышался приближающийся рокот мотора. Увидев машину, я тут же побежал в лабораторию, чтобы сообщить радостную весть о прибытии нашего спасителя. Как мы и предполагали, машина застревала, и долго вытаскивала себя из полыньи за волосы, но всё таки приехала, хоть и с опозданием на полсуток. Дело оставалось за малым - проехать в уже родном кузове 12 часов до города Ивдель и не опоздать на поезд, который ходит на большую землю не так уж часто. Лыжное путешествие закончилось - теперь начинается долгое путешествие на колёсах, но это уже совсем другая, и далеко не такая интересная история.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ
               Выпишу некоторые формальные детали по поводу описанного похода, для того чтобы самому не забыть, да и может кому-то ещё интересно.
Сроки проведения: 29 декабря 2013 года - 8 января 2014 года
Формально участники похода разделены на две группы - в поход 2кс записаны 11 человек, в поход 3кс - 5 человек. По сути, логичнее разделение участников "по палаткам", т.к. весь маршрут мы прошли вместе, за исключением горы Отортэн (куда, впрочем, пошла не группа троешников, а сборная из обеих групп).

Палатка двоешников:

Циреньщиков Александр
Воронин Алексий
Отачкин Алексей

Маршрут: река Ауспия от автомобильного брода вверх по течению - пер. Дятлова - верховья р. Лозьва - г. Отортэн - верховья р. Тумпья - траверс ГУХ - верховья р. Маньская Волосница - траверс ГУХ - верховья притока р. Большая Сосьва - траверс ГУХ - р. Печора на север - плато Маньпупунёр (рад.) - пер. к северу от г. Печерья-Талахчахль - р. Луцоулья вниз по течению - база геологов "Трёхречье".

Протяжённость маршрута по прибору получилась около 140 км. Набор и сброс высоты - по 2700 м.
По деньгам: Вышло 3000р за заброску и выброску на машине (20 часов пути в сумме, от г. Ивдель) + 1500р за еду, аптечку и ремнабор + 25р за спутниковый телефон. Поезд Екатеринбург - Ивдель - 964р (10 часов), автобус Ивдель - Екатеринбург - 1333р (8 часов). В общем-то достаточно дёшево, как мне кажется.

Что касается приобретенного опыта: в этом походе мне довелось наконец увидеть, как люди ломают и чинят лыжи.  Лыжи были у всех очень разные, и я увидел, что деревянные лыжи в горку ходят гораздо легче, притом без мазей - зато они явно менее прочные. Также я наконец посмотрел, что такое камуса, и что они работают хорошо. Мне довелось пообщаться с печкой, труба которой состоит из цельного листа стали: если его свернуть по одной оси, получается компактный свиток, умещающийся внутрь печки, а если свернуть в другом направлении - это уже целая труба. Мне довелось ночевать в рукодельной палатке из технического лавсана, и в этой палатке было всегда холоднее, чем у соседей в двуслойной, более современной палатке. Навыки отмахивания замерзающих конечностей сильно улучшились, хотя пальцы на руках и помёрзли в итоге - у нас 3 дня стояли морозы в районе -30. Ну а самое главное - опыт общения с новыми людьми, он вообще бесценен.

Больше фотографий с похода можно посмотреть в фотоальбоме.

(Anonymous)
Леха, ты молоток)

В МКК защищать поход будут?

Re

Спасибо. Да, должны защищать где-то на Урале. Надеюсь, тройка получится.

Лёшка, здорово как!!! Молодец!!! Очень рада за тебя!!!
И отдельное спасибо за интересное и красочное повестоввание. Очень сильно захотелось в дорогу.
И непременно на Урал :-)) Ну, хотя бы, на денёчек.

Здорово, что в незнакомой сборной команде в результате оказались адекватные люди!

Спасибо! На Урале действительно классно, особенно в хорошую морозную погоду.
А о людях можно бы отдельную заметку писать - действительно очень повезло с командой, особенно при таких её размерах.

Про людей очень-очень интересно :-)
Представляю, что это отдельная история :-)
Вы в реале все в Екатеринбурге познакомились и до Ивделя все паровозом ехали? :-)

16 человек, каждый со своей историей, своим багажом дорог и знаний.

Ты упоминал приключения ;-) Это тоже интересно :-)

Про людей я плохо писать умею, да и может кто-то против будет :) Приключения в основном на людях и замешаны - такие истории уже лучше рассказывать за чашкой чая, а не в блоге.

В Екатеринбурге ещё не особо успели познакомиться - только слегка в зале ожидания. Да и в поезде до Ивделя ехали по разным вагонам, т.к. билеты покупали в разное время.

Зато про маршрут отлично пишешь :-))

А про людей я не настаиваю, нет :-) Просто вдруг когда-нибудь после пары сотен маршрутов за плечами
тебе захочется написать книгу о состоявшихся походах... :-)))

Edited at 2014-01-15 07:02 am (UTC)