otachkin

28 29 30 31

otachkin [userpic]
Прогулка по зимним Карпатам, 2015

На этих новогодних каникулах я побывал в Карпатах. Это был небольшой экспериментальный зимний поход: у нас не было лыж, не было печки, палатка была горная 3-местная. Группа состояла всего из двух человек - меня и Даши. Планы были смелые: предстояло пройти Черногорский хребет от горы Поп-Иван до Говерлы, в запасе имелось 6 дней. Насколько это удалось, и как мы вообще погуляли - расскажу ниже в фотографиях с краткими пояснениями.

Предисловие
Получилось так, что этот Новый год я встречал в Киеве. 30-го декабря вечером выехали из Москвы на поезде. Ночью без проблем пересекли границу - пограничники как с российской, так и с украинской стороны не производили особых обысков и не требовали каких-либо дополнительных документов для проезда, хотя этого момента мы очень боялись. В Киеве снега не было, а утром 1-го января все дороги оказались покрыты тонкой корочкой льда от прошедшего за ночь дождя. Закупаемся продуктами, наскоро упаковываемся и собираемся. Вечером 2-го января садимся на поезд до Ивано-Франковска, а оттуда утром 3-го числа на автобусе доезжаем до поселка Верховина - это уже Карпаты, вокруг отроги Черногорского хребта. Берем такси до поселения Дземброня - отсюда начинается наш маршрут.

День первый
10 утра 3-го января, Дземброня. Мы надеваем бахилы и выдвигаемся в сторону гор. Погода стоит солнечная, не холодно, снега мало, настроение бодрое.

Наш план - подняться на Черногорский хребет через гору Смотрич, там сходить радиально на вершину Поп-Иван, а затем идти по хребту на север до Говерлы. После восхождения на высшую точку Карпат предполагалось спуститься на базу отдыха Заросляк и оттуда уже выезжать в цивилизацию. Сейчас же надо было для начала подняться на хребет - это около 1000 метров набора высоты на протяжении около 5 километров пути.
Начало пути - по проселочной дороге. Вокруг домики, сарайчики, заборчики. В общем, живописно вокруг. Однако впереди над горами нависла туча, которая потихоньку опускается всё ниже.

Постепенно местность становится менее обжитой, но дорога заполнена следами - здесь часто ходят, район популярный. Встречаем дяденьку с фотоаппаратом - говорит, что наверху сильный ветер. Впрочем, по движению туч и сами можем догадаться.

Вскоре снова заборчик - мы подходим к колыбе. Колыба - это такой пастуший домик. Зимой он необитаем, точнее обитаем всеми желающими.

В колыбе нары, печка без дверцы, немного мусорно. На улице метёт, так что решаем пообедать здесь - дальше может быть уже не так уютно. Топим снег, пьём чай с колбаской и сыром. Готовили всё время на газу - газ пока не замерз.

Выше тропы уже нет. Идём по глубокому снегу. Безлесные склоны пытаемся обходить - нас запугивали лавиноопасностью, а крутизна тут уже местами приличная. Погода портится - небо белое, падает снежок, дует ветер.

Большую часть времени местность - редколесье. Однако вскоре вступаем в настоящий еловый лес. Тут находим маркированную тропу - она натоптана, точнее накатана спускавшимися ранее. Далее поднимаемся по тропе - это быстрее, так как не проваливаемся. Шаг в сторону - и можно уйти по пояс.

Скоро доходим до границы большого леса - далее отдельные деревца и кустики, крутизна растёт. Сегодня до хребта мы не дойдём, так что решаем, что лучше ночевать в лесу. Недалеко от границы леса ставим палатку, строим небольшую стенку. Ветер не утихает и далее всю ночь палатка хлопает. Снег не перестаёт и к утру нас окружают свежие сугробы.

День второй
Продолжаем подъём на хребет по тропе, правда тропа постоянно теряется и приходится месить снег. Погода не улучшается, но видимость есть. Созерцаем окружающую действительность, не самую солнечную, но всё же живописную.

Мы идём по слабо выраженному контрфорсу. Лес плавно исчезает и далее движемся от камня к камню - они образуют чётко выраженную гряду в направлении вершины.

Вокруг обледеневшие и покрытые фирном сосенки и ёлочки - типичный зимний атрибут для гор выше зоны коренного леса.

Переваливаем через перегиб, и нам открывается вид на вершины Смотрич (слева) и Вухатый камень (справа). Нам на Смотрич.

Далее к вершине от истукана к истукану - местами по заледеневшим кустарниковым соснам, местами по снегу по колено под коркой фирна.

Наконец добираемся до вершины - там груда камней. На подветренной стороне устраиваем перекус - дальше ветер еще сильнее, так что шанс упускать нельзя. На фото ниже - уютное местечко нашего отдыха.

Далее мы попадаем в полную жесть с погодой - сильный ветер, местами сбивающий с ног, снег продолжает идти, видимость плохая либо очень плохая. Но всё же решаем продолжать путь - у нас есть некий трек в gps, всецело на него полагаемся. Без прибора было бы очень проблематично найти правильное направление, так как форма хребта совсем не просматривается. Здесь будет провал в фотографиях, так как снимать было нечего - сплошное молоко. По дороге попалось лишь несколько столбов с указателями, по которым можно было понять, что мы не заблудились.

Черногорский хребет - это безлесная гряда пологих холмов, протянувшаяся с юга на север на пару десятков километров. В такую погоду было бы полным безумием туда идти, т.к. даже поставить палатку было бы малореализуемо, не считая того, что придется ночевать на ураганном ветру. Однако у нас был рассчёт дойти до горы Поп-Иван. На этой горе в начале двадцатого века была построена обсерватория. Сейчас она представляла собой частично отреставрированные руины. Чтобы выжить, нужно было до неё добраться - иначе могли быть серьезные проблемы. Упуская подробности о том, как мы плутали в метель по хребту, уткнувшись в экран навигатора, скажу, что к пяти часам вечера мы таки добрались. Заледеневшие стены обсерватории показались на минуту в просвете облаков, указав нам путь, а затем снова скрылись в густом тумане.

Обсерватория оказалась местом хоть и холодным, но весьма уютным и атмосферным. А главное - внутри не было ветра. Каменные стены надежно защищали нас. Мы нашли наиболее уютный, хоть и очень тёмный уголок, и там расположились на ночёвку.

День третий
На следующий день мы надеялись, что погода улучшится, но она осталась такой же. Уходить с обсерватории при таком раскладе, продолжая путь по хребту, было бы совсем неправильно. Так что у нас получилась отсидка. Около двух часов дня на обсерватории кроме нас появилась ещё пара жителей - они поселились на первом этаже в уютной комнате, которую мы сами не сразу нашли. К ним мы заходили в гости, слушали Машину времени, чинили горелку, угощались киселём, делились шоколадной колбасой и ремнабором. Ещё в этот день у нас была экскурсия по замку - полазили по затаённым уголкам, посмотрели на это сооружение с разных сторон. Раньше здесь не было и потолка, а буквально в прошлом году сделали деревянную крышу и перекрытия между этажами - в одном из таких деревянных уголков мы и жили. Кстати, по ощущениям, был мороз, газ в баллонах почти замерз и работал неохотно.

День четвертый
Утром следующего дня до сих пор идёт снег. Видимость так себе, хотя метров на 50 обычно видно. У нас всего 6 дней, и уже начинается четвертый. Пройти хребет при таком раскладе мы могли бы только в случае идеальной погоды, но так как до сих пор непогода, нужно либо сидеть на горе ещё день и потом спускаться обратно вниз, либо спускаться уже сегодня. Мы решили не ждать у моря погоды и начать спуск.
Ветер был злющий, пожалуй даже более злой, чем в тот день, когда мы сюда поднимались. Хотя видимость подарила нам несколько видов с синим небом - тучи кружились примерно на нашей высоте, и солнце иногда как бы в насмешку показывалось из тумана.

Ветер валил с ног, снег резал лицо. Банданы мгновенно обледеневали и дышать через них становилось невозможно. Шатаясь, мы пробивались обратно, вниз с горы, и далее по нашему же треку по хребту. Видимость иногда исчезала настолько, что приходилось палкой прощупывать склон перед собой чтобы определить, идёт ли он вверх или вниз. В одном месте мы уткнулись на снегонакопительный участок - сугроб высотой около 2 метров, который не сразу удалось обойти. Такого потока снега как на этом участке я наверное и не встречал - нас засыпало прямо на глазах.

Скажу лишь, что путь с хребта оказался физически очень выматывающим и оставил нам на память лёгкие обморожения на лицах. Много фотографий там сделать, однако, не получилось. На подходах к Смотричу силы иссякли и мы устроили перекус под одним из указателей. Ветер здесь был хоть и сильный, но не такой, как на главном хребте. Затем мы добрались до горы Смотрич и залезли в пещеру - о ней мы узнали вчера у товарищей, с которыми сидели на обсерватории. В пещере не было ветра и удалось наконец нормально покушать и отдышаться. Пещера - весьма удобное место для весьма экстремальной ночёвки для двух-трёх человек.

После вершины Смотрича пошлось легче - резко под горку, да и ветер утих. Погода, как бы смеясь над нами, стала улучшаться, хотя наверху, вероятно, было всё так же неприятно. Нас стало снова освещать солнце, и каменные истуканы, между которыми мы гуляли два дня назад, теперь были освещены даже лучше, чем тогда. Мы спускались тем же путём, то и дело наталкиваясь на собственные следы - их здесь даже не замело в некоторых местах.

Мы пересекли уже знакомый лес, вышли на полянку с молодыми ёлочками. Здесь царило полное безветрие, стало тепло и спокойно. Мы гуляли и радовались окружающему миру - было понятно, что суровые испытания остались позади.

Вскоре мы опустились и до колыбы, где в первый день путешествия обедали. Сейчас здесь было людно - группа из пяти человек собиралась на следующий день идти вверх, еще одна группа из девяти туристов прогуливалась по окрестностям. Вскоре ещё двое человек поставили палатку над колыбой для проверки своего снаряжения перед штурмом. Мы немного пообщались со всеми и обустроились в одной из пустых комнат.
Время ещё было, так что мы пошли гулять. На карте в сторону горы Вухатый камень был отмечен некий водопад - мы решили сходить до него на экскурсию. Путь пролегал по чёткой маркированной тропе через заснеженные пастбища и вековой лес на несколько километров с незначительным набором высоты.

Водопад, однако же, оказался занесен снегом и выглядел весьма непримечательно, так что и фотографии этого объекта здесь не будет. В любом случае, мы неплохо прогулялись и вернулись уже в потёмках. Рядом с колыбой обнаружился незамерзающий родничок, так что у нас впервые была готовка на жидкой воде. В соседнем помещении туристы развели костёр и беседовали там допоздна, мешая нам спать. Мы же традиционно поставили палатку прямо посреди комнаты. Мимо ходили люди и светили фонариками.

День пятый
На утро погода отличная, на небе ни облачка. Однако шансы пройти хребет упущены, и мы должны уходить. Спускаемся по залитым солнцем склонам обратно до Дземброни. Прощаемся с приютившей нас колыбой.

Поскольку идет всего-лишь пятый день, идём пешком до самой Верховины - это около 15 километров вдоль автомобильной дороги. Места здесь весьма живописные - заснеженная дорога тянется по берегу речки Черный Черемош, машин почти нет, погода отличная, и покидать горную часть Карпат совсем не хочется. Идём неторопливо, ловим виды.

Поход завершился быстро. Из Верховины около пяти вечера выехали в Ивано-Франковск, а оттуда в десятом часу вечера уже сели на поезд на Киев. Путешествие по Карпатам оказалось чуть короче, чем ожидалось, запланированный маршрут не был пройден. Однако впечатление от района сложилось весьма положительное - в хорошую погоду горы очень красивы, а в плохую - суровы. Нам удалось познакомиться с ними и в том и в другом образах. Конечно, не удалось пройти Черногорский хребет, что весьма обидно. Зато мы приобрели бесценный опыт хождения в метель по нулевой видимости и холодных ночёвок в самых разных условиях. Говоря в двух словах - погуляли хорошо

Более полный фотоальбом о путешествии можно глянуть по ссылке.

Заматерел-то как! :)

Крутые!

Сурово, классно и красиво! Пиши ещё!